Профсоюзам Северной Осетии – 100 лет!

Мы надеемся быть услышанными!

На недавно состоявшемся республиканском Форуме первичных профсоюзных организаций были подняты вопросы оплаты труда работников образования, качества преподавания, социального партнерства. «СО» продолжает знакомит читателей  с лидерами первичек, чья активная жизненная позиция заслуживает внимания.

Профсоюз образования – одна из самых массовых и влиятельных организаций в профсоюзном движении республики. Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, обнаживший и усиливший социально-экономические противоречия. Контроль за соблюдением трудового законодательства, правовая защита членов профсоюза, социальная поддержка – вот основные направления нашей работы. Образование, пожалуй, сегодня самая проблемная и сложная отрасль, в которой уже более 20 лет идут реформы и эксперименты.

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен», - говорят китайские мудрецы. Однако у нас в России своя специфика, свои национальные обязанности, тем более, если речь идет об образовании. И пока что конца и края этим реформам не видно.

Учительство района, да и республики в целом, очень болезненно пережило модернизацию и реструктуризацию, переход  на новую систему оплаты труда, аттестацию педагогических работников, которые проводились жестко и вызывали недовольство педагогов и работников образования. Профсоюзы не стояли в стороне, но изменить ситуацию было невозможно. В результате многие школы из средних превратились в основные, а изменение статуса школ привело к сокращению кадров, некоторые учителя теперь вынуждены по 2-3, а то и 4-5 предметов.

В связи с оптимизацией были сокращены ставки вожатых, психологов, лаборантов, библиотекарей, инструкторов по физкультуре, воспитателей, но функции-то остались! И они легли на плечи учителей, причем за мизерную плату.

Внедрение новой системы оплаты труда, особенно в первый год, породило массовое непонимание того, почему учитель за 18 и 30 часов в неделю получал одинаковую зарплату,  а нормативно-подушевое финансирование привело к разбросу зарплат от 7 до 30 тыс. и более, что вызвало недовольство большей части учителей. Эта система так и не оправдала себя. А учителя, понимая, что изменить ничего нельзя, начали выходить из профсоюза. Ведь за все негативное, что происходит в школе, легче предъявить претензии профсоюзному комитету и его лидеру, чем руководителю, от которого все зависит.

Я давно работаю в профсоюзе и скажу, что в 90-е, тяжелые для бюджетников годы, авторитет профсоюза был значительно выше, монолитными и едиными были школьные коллективы, люди вступали в профсоюз, потому что верили. И мы добивались выплаты зарплаты и повышения коэффициентов акциями, забастовками, обращениями в суды.

Сейчас многое изменилось к лучшему: выросла учительская зарплата, которая доведена до средней по экономике, увеличилась зарплата педагогов дошкольного и дополнительного образования. Но проблемы по заработной плате остались.

Мы надеемся, что уйдем от нормативно-подушевого финансирования. Заработная плата должна быть понятной и прозрачной для каждого работающего. Должна быть достойная базовая ставка, гарантированная государством, а потом уже компенсационные и стимулирующие выплаты. Мониторинг средней заработной платы следует вести из расчета оплаты труда за ставку, а не за 1,5 – 2 ставки, как сейчас. Для профсоюзов всех уровней это требование должно стать задачей номер один. Форум был той самой общественной площадкой, на которой прозвучало обращение к нашему уважаемому министру образования и председателю отраслевого рескома профсоюза с просьбой поддержать  наше требование и довести его до конца.

 С 1 сентября 2013 года все образовательные учреждения в соответствии с постановлением правительства нашей республики должны были перейти  на отраслевую систему оплаты труда., однако при расчете заработной платы учителей по предложенной методике выяснилось, что многие из них теряют в зарплате. Да и что за базовая ставка в 5 205 рублей? Ведь это ниже, чем минимальный размер оплаты труда!

Непонятна система начисления заработной платы и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, где компенсационные и стимулирующие выплаты составляют примерно 2/3 заработной платы, а стимулирование – финансирование сумма для всех. И при этом все начисления, изменения проводятся по устным указаниям Министерства образования, документов нет. С октября 2013 г. постановлением правительства нашей республики утверждена индексация зарплаты на 5,5 %, но для части педагогов она есть, а для дошкольного и дополнительного образования – нет. Говорят, она уже заложена в базовой ставке.

Для профсоюза, как и для государства, сегодня важен вопрос достижения качества образования. Мы говорим о новых стандартах, новых технологиях, модернизации. Но о каком качестве можно вести речь, если учитель, чтобы получать достойную зарплату, вынужден брать две ставки, или если утром дает уроки в классе, после обеда ведет занятия в кружках, вечером – проверка тетрадей, подготовка к урокам?! А чтобы пополнить свой бюджет, еще и дает уроки в качестве репетитора…

Раздражает учителей огромный вал бумаг, излишняя отчетность, которая отнимает массу времени! Задача не из легких, но решать ее профсоюз обязан.

Перераспределение бюджетных полномочий привело к отмене доплаты за классное руководство. Мы считаем отмену незаконной, так как это означает отказ государства от выполнения  ранее принятых на себя обязательств. Учителей не устраивает ответ министерства о том, что выплаты за классное руководство заложены в стимулирующей части. Классное руководство – это  дополнительный труд, требующий огромных душевных сил и времени. И этот труд должен оплачиваться, как и раньше.

Подобные решения, ущемляющие законные права педагогов, вызывают справедливое возмущение. В такой ситуации нам, председателям профсоюзных организаций, работать очень трудно. Мы постоянно слышим вопрос: «зачем нам нужен профсоюз? Что он делает?» постараюсь ответить на него, опираясь на факты!

Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус дополнительного образования, сформулировал ответственность субъектов за его развитие. А указы президента определили задачи по увеличению охвата детей дополнительным образованием до 75 % к 2020 году, при этом до 50 % расходов на эти цели будут профинансированы из федерального бюджета. О социальном партнерстве хотелось бы сказать особо. У нас давно сложилась система заключения коллективных договоров. Однако инициатива об их заключении исходит в основном от профсоюзных комитетов, в ряде случаев руководители не заинтересованы  в их принятии. Но именно благодаря районному соглашению, коллективным договорам, начиная с 2009 года, председателям профсоюзных организаций школ введена ежемесячная доплата от 500 до 1 000 рублей. Молодым специалистам и студентам-заочникам доплачивается из муниципального бюджета по 500 рублей ежемесячно. При выход ветеранов на заслуженный отдых предусмотрены разовые выплаты от 2 до 10 тыс. руб. благодаря райкому профсоюза с 1 января 2012 года всем сотрудникам дошкольного и дополнительного образования была повышена зарплата на 20 %. А по обращению в суд по оплате коммунальных услуг за газ, более четыремстам педагогам был сделан перерасчет по газу за 2007 – 2010 гг. Эти  примеры способствуют повышению авторитета профсоюза. Нам не хватает информированности о том, какие проблемы решает совет профсоюзов. форум стал для председателей профсоюзных организаций площадкой для обмена опытом. Кстати и педагогам, и всем работникам важны не только материальные, но и моральные стимулы, вот почему считаю необходимым и предлагаю учредить почетное звание «Герой труда Осетии». Надеюсь, предложение это поддержат все отраслевые профсоюзы.

Т. Медведева, 
Председатель профкома первичной
профсоюзной организации средней школы № 7 г Моздока

Спартакиада-2017

Ход строительства в санатории "Осетия"

as-IMG 7015

Год профсоюзной информации

«Горячая линия»

8 (8672) 53 59 79

Ссылки

1426071789 fnpr1-300x300  

logo-solidarnost 

st logo 

profsouz-tv

 Санаторно-Курортное Объединение «Федерация Независимых Профсоюзов России «Профкурорт»

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте