Минимальный потребительский бюджет должен быть основой для установления МРОТ

27 мая 2014 года на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений директор Сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России Олег Засов отметил, что «минимальный размер оплаты труда в 2016-2017 годах не достигнет величины прожиточного минимума, так как сроки и механизмы данного процесса еще не определены».
В ответ на это Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что «в соответствии с подписанным 25 декабря 2013 года Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы МРОТ должен достигнуть величины прожиточного минимума до 2016 года». Он также указал на целесообразность «перехода в расчетах сценарных условий на показатель минимального потребительского бюджета вместо показателя прожиточного минимума в качестве основы для экономического прогнозирования».

Предлагаем вашему вниманию комментарий заместителя руководителя Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Елены Косаковской:

ФНПР считает, что обязательства Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы должны выполняться. 

27 мая 2014 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принято решение интенсифицировать переговоры Минтруда России с объединениями профсоюзов и работодателей по данному вопросу.
На различных площадках – в Минтруде России, на заседаниях РТК и в Высшей школе экономики – ФНПР озвучивает свои предложения по ускорению сроков доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. Также ФНПР предложило в дальнейшем разработать структуру минимального восстановительного потребительского бюджета с целью его дальнейшего использования в качестве основания для установления МРОТ. Прожиточный минимум должен являться базой для установления величин социальных пособий.
Минтрудом России был представлен законопроект, в котором предполагалось довести МРОТ до величины прожиточного минимума для трудоспособного населения соответствующего региона к 2018 году, а также включить в структуру заработной платы и, естественно, МРОТ, компенсационные и стимулирующие выплаты. ФНПР не поддержала изменения в законодательство, противоречащие нормам Конституции РФ, которая определяет, что вознаграждение за труд должно быть не ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Также в Конституции РФ нет указания на компенсационные и стимулирующие выплаты, а в Трудовом кодексе Российской Федерации вознаграждение за труд является одной из трех составных частей заработной платы. При этом основания установления вознаграждения за труд и компенсационных и стимулирующих выплат отличны друг от друга.
Заработная плата в виде вознаграждения за труд устанавливается в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества выполняемой работы. Компенсационные выплаты выплачиваются за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, т.е. за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты устанавливаются для стимулирования работников к эффективности работы предприятия или организации в целом, а премии и иные поощрительные выплаты, как разновидность стимулирующих выплат, выплачиваются по результатам работы всего предприятия или организации. Из системы правовых норм Трудового кодекса РФ вытекает, что вознаграждение за труд устанавливается за отработку норм рабочего времени и выполнение работником норм труда или трудовых обязанностей, тогда как компенсационные выплаты устанавливаются при наступлении соответствующих обстоятельств в виде отклоняющихся от нормальных условий труда, а стимулирующие выплаты – по желанию и возможности работодателя.
В результате переговоров в законопроекте, разрабатываемом Минтрудом России, предполагается установить конкретные величины минимального размера оплаты труда на ближайшие три года, а изменения в законодательство по включению в МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат не вносить.
Комментарий руководителя социально-экономической политики Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР Галины Костюк:
Использование показателя «прожиточного минимума» в сценарных расчетах не может считаться удовлетворительным. Расчеты ведутся по устаревшей методике. В настоящее время половина работников получает заработную плату ниже минимального потребительского бюджета. Это нижняя планка простого воспроизводства низкоквалифицированной рабочей силы.
МЭР России, как экономическому ведомству, следует с привлечением Минтруда России провести расчеты одного из вариантов сценарных условий и прогноза социально-экономического развития страны с использованием показателя «минимального потребительского бюджета».

 

Комментарий взял Эмиль Биктимиров

Департамент общественных связей ФНПР